История кино: документальный сериал «Век кино»
Проект Британского киноинститута «Век кино» был задуман как собрание личных мнений наиболее ярких и влиятельных деятелей мирового кино, каждый из которых мог бы поделиться своими мыслями о пройденном пути и перспективах кинематографии собственной страны. В рамках проекта были выпущены следующие фильмы:
«История японского кино от Нагисы Осимы»
«История французского кино от Жана-Люка Годара»
«История американского кино от Мартина Скорсезе»
«История английского кино от Стивена Фрирза»
«История русского кино от Сергея Сельянова»
1. «История японского кино от Нагисы Осимы» (1994)
Кино в Японии во многом развивалось под влиянием театра, чем объясняется и театральность актерской манеры, и костюмы, и декорации раннего периода. Если в Европе немые ленты сопровождались тапером, но в первых японских кинозалах показ фильмов сопровождал бэнси – специальный человек, пояснявший, что происходит на экране. Особо плодотворными в японском кинематографе были 30-е годы. Именно тогда сформировались его основные черты: созерцательность, неторопливый монтаж общих и средних планов, повторяемость сюжетов и героев, но главное – лаконизм и простота, столь свойственные художественной культуре Японии…
В фильме нет интервью, доказательств или рассуждений, а вместо них — 52 минуты подвижного коллажа, состоящего из эпизодов важнейших и влиятельнейших картин японского кино. Этот коллаж озвучен пленяющей партитурой Тору Такемитсу и закадровым голосом режиссёра, который рассказывает о главных темах и мотивах, сформировавших японский кинематограф.
2. «История французского кино от Жан-Люка Годара» (1995)
Фильм-высказывание легендарного Жан-Люка Годара подчёркивает именно эту — неофициальную и личностную составляющую проекта. Великий экспериментатор начинает с радикального сомнения относительно правомерности празднования 100-летнего юбилея кинематографа. Рассказ начинается с того, что режиссёра, отдыхающего на водах в Швейцарии, навещает его старый друг, знаменитый актер Мишель Пикколи. Пикантность состоит в том, что Пикколи входит в комитет празднования 100-летнего юбилея кино и оказывается не вполне готов к пристрастному интеллектуальному допросу, которому его подвергает классик новой волны.
Годар делает предположение, что французское кино заброшено и забыто. Разговаривая со служащими отеля, друзья с ужасом обнаруживают, что никто не может вспомнить ни одного исторически значимого имени из французского кинематографа. Неужели их нет? И это в стране, подарившей кино миру? 28 декабря 1885 года в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов (Париж, Франция) состоялся первый публичный показ «Синематографа братьев Люмьер». И вообще-то можно утверждать, что с тех пор французское кино никогда не пребывало в упадке. Но неужели у французского кино нет имен? Жан Габен, Бельмондо, Ален Рене, Франсуа Трюффо, Бертран Блие, да и сам Годар.
3. «История американского кино от Мартина Скорсезе» (1995)
Как родился американский кинематограф? Кто присутствовал при его родах? Куда смотрел в это время Гриффит? Отчего на свете студии? Что они вытворяют с режиссёрами и сколько раз в день? Приведите десять наиболее выразительных сцен американского кино. Думать, будто ответы на эти и другие вопросы в такой экзаменационной форме вы получите в этом фильме, — ошибочно. Но на очень многие из них вы сможете после просмотра ответить самостоятельно. Вопреки оригинальному названию фильма, подчёркивающему его субъективность, Скорсезе обладает достаточным обаянием и мастерством, чтобы показать вам все самые яркие достижения Голливуда и его окрестностей вплоть до 80-х гг., а самому при этом раствориться, как будто его здесь и не было.
4. «История английского кино от Стивена Фрирза» (1995)
С помощью фрагментов из множества фильмов, начиная хичкоковским «Шантажом» и заканчивая «Четырьмя свадьбами и одними похоронами», Стивен Фрирз предлагает элегантный и остроумный ответ на известное заявление Франсуа Трюффо о том, что слова «английский» и «кинематограф», кажется, никак не сочетаются. Разумеется, сочетаются! С Гэвином Ламбертом и Александром МакКендриком Фрирз рассказывает нам об английском кинематографе двадцатых-пятидесятых годов. Со своими современниками Майклом Аптедом и Аланом Паркером он обсуждает сложный комплекс взаимоотношений, сложившихся между кино и телевидением в шестидесятых, отмеченных особым любовно-ненавистническим отношением британских киноделов к Голливуду.
5. «История русского кино от Сергея Сельянова» (1995)
Про 100 лет русского кино взялся рассказать режиссер и самый успешный отечественный кинопродюсер Сергей Сельянов. Свой фильм он назвал «Русская идея» — именно этим понятием принято обозначать специфическую русскую мечту о справедливом переустройстве общества. Эту самую идею Сельянов представил как стремление соотечественников к Утопии, которая только и могла бы разрешить неразрешимые противоречия нашей загадочной души.
Сельянов основывается на книге Бердяева, великого философа, которому удалось наиболее адекватно и полно выразить своеобразие русской философской традиции. Бердяев осмыслял мировую историю как «цепь трагических заблуждений и разочарований», итогом которой является человек, оказавшийся в пустоте «ложного мира». И единственная сила, способная победить абсурд и иррациональность бытия и истории, — это свобода.
Привлекая фрагменты из произведений своих великих предшественников (С. Эйзенштейна, А. Довженко, Д. Вертова, А. Роома, Б. Барнета, С. Юткевича, А. Тарковского и других классиков), Сельянов доказывает, что эти картины, полные по-настоящему утопической энергии и страсти, стали неотъемлемой частью мирового кинематографа.
Все о жизни Современного Театра
#кино #фильм #кинематограф